Давно пора включать.
Включение, именно так дословно переводится заморское словечко - инклюзивный. О
том, как включить детей с разного рода отклонениями в общении в образовательный
процесс наших обычных средних школ и говорилось на семинаре по инклюзивному
образованию в Красноярске, состоявшемся на исходе ноября в коррекционной школе VIII–го вида №5.
ГИПЕРАКТИВНЫМ – ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА.
- Все вы знаете, как легко
выходят из себя аутичные ребятишки. Дети, с рядом иных психических заболеваний,
так же нередко и очень резко переходят в агрессивное состояние. Как же нам
учителям, легче всего снять подобную вспышку детской агрессии?
-First, - зычным
голосом «курлыкает» по-английски заокеанская лектор. – Первое, - повторяет
Трэйси Пэрент, - для ребенка, с проблемами в общении, в обычном классе
желательно создать небольшую игровую зону, уголок. Яркий силиконовый шар (не
бойтесь, он совсем не скачет). Зато он быстро отвлекает ребенка с особыми
образовательными потребностями от неудовольствия и гасит его агрессию. В классе
даже можно устроить маленькую песочницу! Ребенок устал, злится оттого, что ему
трудно и что-то не понятно. Пусть поиграет пять минут в песочке. Он «остынет» и
вовсе не будет мешать занятиям остальных учеников своего класса.
Для
гиперактивных детей очень действенна система подарков и предупреждений. Вот еще
пример из богатого опыта американского педагога Трэйси Пэрент. Ребенок
заявляет: «Не буду писать или рисовать!» Важно не «передавливать» его волю
своей, чтоб не получить вспышку гнева. Лучше поставить его перед фактом, но
хоть с каким-то интересом и выбором для него самого.
-Скажите капризе «Ты будешь рисовать зеленым или синим фломастером, на твой
выбор?»
С
ребенком останется ощущение, что с его мнением, все-таки, считаются.
-Малыш в этом случае, запросто, может «хапнуть» оба фломастера, - переводят
образные слова Трэйси, строчащим в свои блокноты педагогам семинара. – Что ж,
пусть! Это и станет его наградой за сговорчивость. Но все это признаки того,
что даже с самыми активными детьми можно находить контакт и договариваться.
А вот еще
прием из педарсенала Трэйси. Ребятам дают за урок несколько различных заданий.
После рисования идет счет, к примеру. Весь план урока перед ребенком на дощечке
в нескольких желтых карточках с изображением каждого действия. Действия
чередуются на уроках, так что ученики (даже с синдромом Дауна) к ним привыкли и
легко воспринимают смысл изображений на карточках. Если ребенок устал,
противится и не хочет дальше заниматься по данному упражнению – педагог «неслуху»
показывает …«желтую карточку». На ней изображение следующего задания, а
то и штраф – запрет на то, что ему как раз очень нравится.
ГОСТЬИ ИЗ БУДУЩЕГО
- В
Москве опыт инклюзивного образования насчитывает уже несколько лет. Московская
некоммерческая организация «Перспектива» довольно долго и тяжко подталкивала
наше образование к этому смелому решению. Дети разной степени способности к
обучению или с особыми требованиями (проблемами зрения, слуха, серьезными
нарушениями в работе опорно-двигательной системы ребенка) стали появляться в
классах общеобразовательных школ. - говорит «Перспективная» гостья, и слава
богу, по-русски тоже.
Юлия СИМОНОВА - москвичка. Видно, что проблемы образования инвалидов она знает
не с чьих-то слов. Образование среднее, а затем высшее, сама получала надомно,
в инвалидной коляске. (Один семестр в США). Должно быть, это и позволяет ей
легко ориентироваться в этой проблеме. И сейчас коляска не мешает ей
курировать, в рамках программ «Перспективы», сложнейший вопрос образования
инвалидов. Юлия постоянно летает по стране, пропагандируя первый положительный
опыт перед педагогами, впервые взявшимися за «инклюзив». В красноярском
семинаре, проведенном при помощи краевой общественной организации родителей
детей-инвалидов «Открытые Сердца», было до полусотни участников. Причем, не
только из школ краевого центра, но также, из восьми районов нашего края.
- А у Трэйси, думаете, откуда опыт? Да, американка высока и стройна. Но у нее
эта проблема также прошла стержнем горячим через сердце. Ее сын страдает от
аутизма. Годы настойчивых занятий и вот ее парень, в прошлом крайне не
расположенный к общению, научился говорить. Сейчас он студент колледжа в
Мэриленде. Так что - «включился» на «полную…» и нам есть чему поучится у
Трэйси, - утвердительно улыбается Юлия.
А Я СМОГУ ЕГО ВОСПРИНИМАТЬ? – YES!
Об этом спрашивает у миссис Пэрент одна из учительниц - слушателей семинара, -
Смогу воспринимать как всех остальных учеников, а не как инвалида?
Такой вопрос меня, признаться, смутил. Тем с большем любопытством хотелось
узнать мнение американки – педагога и матери!
- Да действительно, пройдет ли ощущение, что вот он - инвалид, а вот остальные
– здоровые? - поддержали коллегу еще несколько учителей.
- Не нужно бояться этого вопроса. Это вполне нормальное опасение. Но во
взаимоотношениях между инвалидом и здоровыми людьми (и у педагогов в том числе)
отношения со временем устанавливаются общечеловеческие. Мы же не удивляемся неким
особенностям в характерах и манерах своих коллег, соседей, родственников.
Кто-то неуклюж, кто-то хитрит, кто прихвастнуть-приврать горазд. Мы
воспринимаем их такими, какими мы их знаем. Во взаимоотношениях с инвалидом нас
ждет то же самое. Со временем, даже у самых аутичных детей, появиться навык и
охота к контактам. Они, разумеется, никогда не станут «как все». А кто эти
«все»? Они особенные, как и каждый из нас с вами. И всегда будут особенными.
Только их особенности станут для нас привычными.
ОДНОКАШНИК ВЛАДЬКА.
Прежде, чем
мальчика Влада впервые прикатили в его коляске в Центр медико-социальной
поддержки №2, что на ул. Аральской,ребят из его класса предварительно
«готовили» к встрече со сверстником-инвалидом. Им рассказали об
особенностях его заболевания. Говорили, что он в свои 8 лет, увы, еще не
говорит. Но это не значит, что он не может и не хочет учиться. Что его не
жалеть нужно, а помогать ему – своевременно и толково.
-Такая встреча и не должна была быть внезапной, – уверенна мама ребенка, Евгения Викторовна.
Это очевидно. Если будет шок от близкого контакта хотя бы у одного ребенка, то
реакцию остальных, даже очень воспитанных детей предугадать будет трудно.
Но главное, добиться положительных эмоций именно у малыша-инвалида от
первой же встречи со своими будущими однокашниками.
- Для нас, родителей, это тоже очень непростая задача: привозить растущего
мальчика в коляске в школу по два раза в неделю. Но за год занятий в общем
классе Влад усвоил больше, чем за ряд предыдущих лет. Приходим минут за 10-15
до уроков. Ребята успевают поговорить. Потом учитель ведет с детьми общий урок.
А Влад, за дальней партой, занимается со своим учителем. И в это время друг на
друга никто внимания не обращает. Занятия идут параллельно.
И вот, после года занятий, он гораздо охотнее говорит, слов
произносит несравнимо больше. Для постороннего его речь непонятна. Но знаете, к
моей радости, дети в классе, его легко понимают. Если я одна появляюсь в школе,
то ребята обступают меня – «А где Владик? Он не заболел?- беспокоятся его
одноклассники. И уж, конечно, мы не пропускаем каких-то походов классных, в
музеи, в театры.
Теперь
мальчик в коляске совершенно неотделим от жизни своего класса.
А для
одноклассников Влада, включенного в жизнь класса, человек в коляске уже не
инопланетянин какой, и, конечно же, не объект для насмешек. Они уже знают: он
такой же, как они. Только ему труднее…